В компании Amazon нельзя делать презентации. Даже графики использовать нельзя. Там делают так. Записывают доклад сплошным текстом на шесть страниц и открывают документ только к началу созвона. Или выдают распечатки. На встрече выделяют полчаса, чтобы все внимательно прочитали текст, а потом его обсуждают. Пишут, что это увеличило продуктивность на 25%.
Еще один пример. Бразильская корпорация Semco тоже отказалась от диаграмм на встречах. Вот пункт из их правил для проведения продуктивных встреч:
Избегайте шоу с цирковыми собачками и лошадками. Следите за тем, чтобы отчёты были краткими, и не допускайте использования таблиц и диаграмм. Избегайте также слайдов и никогда не выключайте свет. Из книги Рикардо Семлера «Маверик».
Почему эти правила могут работать.
- Сокращается время на встречи. Прочитать текст быстрее, чем прослушать монолог. А еще можно пропустить встречу, если не нужно участвовать в обсуждении: прочитать доклад и заняться другими делами.
- Первую часть встречи сотрудники читают в тишине. В это время есть возможность осмыслить информацию в своем темпе и расставить заметки. И главное, можно сосредоточиться. Нет никакой гонки. Даже манера речи автора не отвлекает.
- Безос уверен, что истории и последовательный текст воспринимается лучше графики: лучше усваивается ход мысли, работает критическое мышление. Графика — это больше про готовые выводы.
- Мы читаем текст не последовательно, а скачками. Если что-то непонятно — возвращаемся и перечитываем, пока не поймем. Так можно двигаться не только мелкими скачками, но и пересматривать всю структуру документа. Устная речь линейна: если что-то прослушал, назад уже не отмотаешь.
- Дело может быть не только в восприятии, но и в подаче материала. Устная речь часто непоследовательная и сбивчивая, часть текста можно забыть. Письменный текст можно структурировать лучше.
- На встречах мы слушаем друг друга вполуха, и часть информации теряется. А если слушаем и записываем, то часть времени уходит на обработку записей. А тут выходишь с полной версией текста, и можно пересмотреть его снова.
В последнее время принято говорить о клиповом мышлении и о том, как упростить текст для восприятия. А в Amazon и Semco как будто специально создают дополнительную когнитивную нагрузку для сотрудников, чтобы развивать у них внутреннюю визуализацию, способность думать и делать неожиданные выводы.
Добавить комментарий