Продуктивность и проблемы с обобщением

Наблюдение. У людей, которым трудно договариваться и укладываться в сроки, бывают проблемы с обобщением. Им сложно выделить основу, и поэтому они закапываются в деталях.

Спросишь у такого человека «Почему так получилось?» — а он начинает перечислять события, которые привели к этой ситуации. Вместо того чтобы сразу назвать причину.

Начинает такой человек писать историю — нанизывает много микросюжетов и не может сократить текст.

Решает такой человек задачу — увлекается оттачиванием деталей и не успевает завершить главное.

Про таких людей говорят, что они не могут организовать себя и не уважают других. Но, похоже, тут именно когнитивная проблема.

Решать её, кажется, надо с раннего детства: при обучении уделять отдельное внимание обобщению и перестраиванию информации. Дошкольников обычно просят называть родовое слово и находить множества. Больших можно гонять по пересказам и изложениям. Если рассказывает слишком подробно и упускает главное — поправлять. Упражнение «Выдели тему и идею» тоже крутое. А ещё я задавала бы ограничения по объёму — чтобы учились вписывать мысль в границы.

Ну и самого себя полезно проверять: «А не схватился ли я за эту задачу с приятного и понятного? Точно ли я понимаю то главное, что нужно успеть?»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *