Если коротко, то люди и в личном общении друг друга плохо понимают, а тут и вовсе расходится контакт. Причины — в нарушении единства времени-места-действия, в интерфейсе мессенджеров и в особенностях нашего восприятия.
Вот несколько плохих сценариев, которые происходят в нашей работе каждый день
Допустим, у нас есть исполнитель Маша. Она выполняет задачу и хочет уточнить детали у менеджера Пети. Петя отвечает через несколько часов. К этому времени Маша уже погрузилась в другую задачу — и упускает половину информации. Потому что голова уже забита другим. Маша потеряла контекст.
Другой вариант. Менеджеру Пете пишет исполнитель Алексей. Петя отвечает через несколько часов. Алексею нужно поймать Петю — иначе работа встанет ещё на несколько часов. Алексей бросает все дела и погружается в переписку. Все остальные дела стоят. Алексей никогда не знает, во сколько и каким проектом он будет заниматься, потому что все завязано на ответы в мессенджерах. У Алексея ломаются планы.
Третий сценарий. Возьмем для примера того же Петю и менеджера Алёну. Все знают, что поймать Петю — большая удача, поэтому Алёна бросается в переписку в любом состоянии — на детском празднике, с бутербродом во рту или прямо на ходу — и врезается в какой-нибудь столб. Алёна очень спешит, делает два дела одновременно и тоже теряет часть смысла.
А вот еще вариант. Есть Павел, он любит писать все одним сообщением и обстоятельно, как в письмах. Павел отправляет Пете длинное сообщение. Петя долго всматривается в текст, но понимает только общий смысл. Отвечает только на то, что успел рассмотреть. Они долго пытаются друг друга понять, а потом ругаются. Павел потерял время, потому что никто не читает в мессенджерах длинные тексты.
Но если даже Павел раздробит свою простыню на несколько сообщений, Петя все равно половину пропустит. Потому что в длинном списке сообщений легко что-нибудь упустить.
А вот другая ситуация: рассинхрона не произошло, менеджеры Аня и Павел пришли в чат одновременно и завели разговор. Аня написала сообщение и ждет Павла. Павел что-то долго пишет. Аня вспоминает важное уточнение и пишет новое сообщение. А потом ещё одно. И ещё. К этому времени Павел развернуто отвечает на первый вопрос. А Аня уже говорит о чем-то новом и не дочитывает Павла. Павел тоже теряет нить. В итоге они много друг друга цитируют и ходят по кругу. Потому что запутались в нитях разговора.
Теперь Павлу решила написать Маша. Павел пишет всё очень обстоятельно. Маша думает: «Чё так-то сидеть?», — и переходит к работе. Но работать не может, потому что все время смотрит в чат — нет ли ответа. А Паша берет и не отправляет сообщение. Маша сидит и не понимает: будет ещё что-то или уже закончили разговор. Так до сих пор и не может работать. Ожидание мешает ей сконцентрироваться.
И ещё один случай с Павлом. Алёна написала ему что-то срочное. Павел что-то пишет. Алёна знает, что Павла ждать долго — и сразу идёт писать сообщения в другие чаты. К моменту ответа Павла она уже участвует в нескольких переписках. Оперативная память Алёны перегружена и скоро задымится. Павла она, конечно, не понимает. Ругаются.
А если в обсуждении участвует несколько человек, хаос умножается в несколько раз. Алёна и Павел уже всё обсудили, накатали текста на несколько экранов. Через несколько часов приходит Петя, половину не читает, но уже пишет, что думает. Когда понимает, что ничего не понимает, ругается.
А что про это говорят исследования
Мессенджеры — это про скорость передачи информации, не про «понять другого».
Когда мы читаем на скоростях, глаз рассматривает текст, как картинку. Его задача — быстро найти конкретное слово, фрагмент информации или получить о тексте общее представление. При этом с пониманием текста все очень плохо: оно гораздо ниже, чем при обычном чтении. Об этом можно почитать, например, в статье на Sage Publishing «So Much to Read, So Little Time: How Do We Read, and Can Speed Reading Help?»
Но даже если человек настроился на медленное чтение, ему все равно будет мешать сам формат мессенджера.
В мобильных мессенджерах слишком короткие строчки, в десктопных — слишком длинные. Например, у Телеграм это примерно 33 символа для мобильника и 95 символов для десктопа. При этом оптимальная длина строки для чтения — от 50 до 75 символов, а перекос в любую сторону усложняет восприятие.
Какие могут быть решения
- Обсуждать проекты голосом. Тогда нет длинных пауз, плотнее контакт, и слышно интонацию. В мессенджер выносить только договоренности.
- В длинных проектах проводить такие синки в одно и то же время. Чтобы можно было запланировать время работы над проектом.
- Если встретиться не получается, взять себя в руки и всё-таки читать сообщения.
- Читать сообщения, когда ты действительно можешь в них вчитываться.
- Писать сообщения так, чтобы тебя понял даже тот, кто уже не в контексте и читает тебя, стоя где-нибудь на перекрестке.
- Когда пишешь что-то длинное, учитывать, что это сообщение не прочитают.
- Не спутывать нити разговора. Не писать новых вопросов и тезисов, пока второй отвечает на первый вопрос.
- Не ругаться. Выдохнуть. Водички попить. И созвониться.
Добавить комментарий